«У меня есть любимые модели, я новых, редко набираю! Например, одна из них – Катя Антонова». Это первый комментарий, который довелось услышать от Николая Щетько – настоящего белорусского дизайнера.
Встречу с ним мы запланировали заранее и подготовили парочку вопросов. По слухам, Николая считают не особо разговорчивым. Сегодня мы постараемся изменить в корне это мнение.
Итак, интервью назначено, встреча должна была состояться в ресторане IL PATIO. Погода была дождливой, поэтому атмосфера внутри заведения (в котором кстати огромные светлые окна) была как раз идеальной для откровенной беседы за чашечкой чая. Николая заметили еще с улицы: молодой, с актуальной бородой парень, в широкополой шляпе (заманчиво от декорированной) и, конечно же, в дизайнерской одежде своего бренда. Выглядел он как человек своей профессии. С этого и начали интервью.
- Кто есть дизайнеры, а кто есть псевдо-дизайнеры?
- Кто такие дизайнеры? – люди, обычные люди (смеется)! Человек с определённым образованием, человек души, талантливый человек! Бывает, что люди этому не учатся, но что-то всегда этому предшествует.
Например, Жан-Поль Готье, никогда не учился искусству быть дизайнером. Повторюсь, этому всегда что-то предшествует! А не как многие, сидели-сидели и решили: нам стало скучно, будем создавать дизайнерскую одежду. Дизайнер - человек, который создает что-то новое или преподносит что-то по-новому.
У меня нет образования дизайнера, я педагог-художник. Учился в БГПУ им. М. Танка! Вообще это две смежные профессии. Я многому научился у сестер Парфенович. Одна из них преподавала у меня на факультете, к другой я ходил в студию дизайна. От них я получил понятие того, что такое коллекция: тема и ее концепция. А так бы я просто делал одежду и все!
Это мы говорим о коллекции. А ведь есть просто люди, которые шьют одежду и они называют себя дизайнерами.
Вообще слово дизайнер такое модное сегодня. Помню, видел как-то объявление: установим пластины на батарею, выезд дизайнера на дом. Даже противно как-то становится, люди перестали понимать это слово, его ценность.
Маша Костюшкина на фото в центре
Маша Костюшкина, может знаете ее, она создавала для меня логотип, мы познакомились с ней в контакте, списались, оказалась она графический дизайнер. Я про себя подумал, опять дизайнер! Я ей пишу, что я тоже дизайнер, но одежды. Она также отреагировала, как и я – опять дизайнер, сколько их!? А потом начали общаться, и оказалось все нормально.
Такая реакция оправдана, особенно посмотрев на наших дизайнеров одежды, которых мало кто знает, и к которым относятся с подозрением и недоверием. И из-за этих людей, которые не должны себя так называть - теряется смысл слова ДИЗАЙНЕР. Они, скорее всего – «очумелые ручки», а не дизайнеры!
- Ну, а например, Андрей Ворошкевич – дизайнер?
- Андрей Ворошкевич… – у меня к нему непонятное отношение, я его не понимаю, если честно.
- А APTI EZIEV?
- APTI EZIEV, я считаю – он декоратор! В принципе, он все делает по одной выкройке, отличие только в том, что при создании образов он умело их декорирует.
- Ну а кто тогда по праву считаются дизайнерами?
- Я считаю, что дизайнеры - это Карина Галстян \ Karina Galstyan (отлично работает с легкими тканями), Леор Гофман \ LEORGOFMAN.
Сейчас же все равно сводится все к тому, чтобы продать еще. А иногда бывает такое, что ты сидишь, хочешь сделать что-то в своем стиле, но ты понимаешь, что это дорого, дешевле вроде надо, потом же продать будет проще. И в итоге получается не совсем то, что ты хотел изначально! Да, сегодня дизайнер вынужден подстраиваться.
- Причина только в этом или есть и другие?
- Формат маркетов всё-таки больше рассчитан на масс- маркет. Там достаточно отшить парочку одинаковых вещей, что «попроще» и все!
Там совсем другой сегмент. Ведь, если ты все-таки шьешь коллекцию – полет фантазии будет куда шире, да и времени понадобится больше, как и самих вложений!
Вот вам пример, моя одежда, например, висит в шоу-руме, многие смотрят и думают - дорого (особенно, когда она весит среди других вещей). Другое дело, когда ее наденет пусть та же модель, и пройдется на показе, совсем по-другому одежда будет смотреться! Нужно больше транслировать!
- А вообще реально зарабатывать в нашей стране этой профессией?
- Ну конечно, все же продвигается, я живой и здоровый, и другие живут как-то! Я пару раз выставлялся на маркетах, ко мне подходили как в музей, на вещи посмотрели и ушли.
А один раз приходит ко мне мужчина, у меня платье 120$ стоит с принтами такое. Ну, так вот, подошел он ко мне и спрашивает: «Сколько?» Я говорю:«120». Он мне отвечает: «Я возьму его» - и достает 120 000 бел. руб. Я ему говорю: «120$!». Он такой: «Ааа….» - и ушел.
- Николай, кто любимый клиент, кто постоянно носит твои вещи?
- Я сам! Знаете, есть конечно такие люди, которые носят. А потом, например, человек пропадает на какое-то время.
Вот, например платье полупрозрачное, девушка примеряла, сказала что купит, а потом пропала куда-то. А на ней оно действительно село идеально!!! Из медийных персон – Николай Серов, Андрей Бонд и др.
- А какой вообще ценовой диапазон платьев?
- От 100$ до 300$ . В основном делаю все под заказ. В таком случае иногда, только работа может стоить 300$ (если это пальто)… Когда делаешь вещь под заказ, очень важно, чтобы человек знал, чего он хочет, а, как правило, всегда бывает наоборот! Был у меня один случай, одногруппнице своей, как-то шил джинсы. Спрашиваю: «Какие ты хочешь?» Она говорит: «Ну, может узкие, или широкие…»
И вот как мне сделать тогда ей то, что она хочет, ведь эскизов я могу тоже тысячу нарисовать!?
- Николай, иконы стиля для тебя кто, на кого ты ориентируешься?
- Дэвид Бэкхем, его жена Виктория Бэкхем – мне нравится ее стилистика.
- «Красиво» человек одет и «некрасиво», что для тебя это значит, как ты реагируешь?
- Красиво…. некрасиво…. Воспринимаю я это необычно. Конечно, интереснее, когда человек одет необычно. Но у нас на самом деле сложно одеваться. Это я уже сейчас думаю: «Ладно, надоели уже все!»
А раньше, помню, года 3–4 назад, ездил в Париж. Я шляпы тогда не носил. А там гулял по городу, вижу, шляпа продается, я надел ее и понял, что не хочу снимать, а хочу купить и носить! После подумал, вот приеду я в Беларусь и я же не буду ее там носить! Почему я вспомнил шляпу – она вдохновила меня на коллекцию.
- Как это было?
Связано это не совсем с Парижем… Я просто приехал к бабушке, серая шляпа у нее такая есть (шляпа моего дедушки). Я ее забрал в итоге себе, а позже и зеленое пальто «нашумевшее» сделал себе. В общем, я просто сидел, и мне что-то в голову такое стрельнуло. Я оделся, шляпу надел, мне даже показалось, что я на Джанго похож – запечатлелся. Сбрасываю другу фотку, говорю: «Давай фотосессию сделаем, я образ классный придумал. Давай делать, давай делать, давай сфотографируем!»
Мы сфотографировали, а потом я решил делать коллекцию. Так вот и получилось, что я оттолкнулся от этого образа, и сделал позже коллекцию.
- А как ты пришел в эту сферу и решил стать дизайнером?
- В этой сфере я уже больше 10 лет! Изначально, в школе, я отлично рисовал. Мне очень нравилось рисовать, кстати, мой любимых художник Сальвадор Дали. Мне всегда нравилось что-то придумывать, а это уже изначально дизайнерская черта. Если вы помните, Дали тоже все время выдумывал, например телефоны с креветками и т.д.
«Мед слаще крови»
«Незримые лев, конь и спящая женщина»
- Какая любимая картина?
- Если честно, любимой нет, они мне все нравятся. Еще со школы, изучая сюрреализм на МХК, я всегда лучше всех знал творчество Сальвадора Дали. Представьте, когда меня вызывают отвечать на уроке и спрашивают про все кроме его творчества! А учитель знала, что Дали мой фаворит!
- Продолжим рассказ об истоках…
- Так уж получилось, что я нигде ничему считай и не учился – самоучка. Я всегда рисовал лучше всех ребят из художественной школы, но у них были знания академического рисунка, они грамотнее рисовали, а это важно при поступлении оказалось. Кстати в школе я был чемпионом области по прыжкам в длину с разбега.
Так вот, я рисовал, и все говорили: «Ты это не забрасывай!»
После 9 класса я решил поступать, только мне нравился и дизайн одежды, и дизайн интерьера. Нравились мне эти два направления – равнозначно! Поступая, после 9 класса я сдал рисунок на 3 балла и не поступил. Решил после 10 поступать, взял пару уроков академического рисунка. Готовился поступать в Белорусский государственный технологический, ну а дальше куда... Тогда решил поступать после 11 класса.
Хотел и в Белорусскую государственную академию искусств поступать, но там берут только после художественной школы. Я сказал, что быстро учусь, что-то порисовал… Оценки преподавателей были не совсем понятны - я не знал хорошо это, или плохо….непонятно в общем.
А потом я нашел курсы по дизайну интерьера, на 3 месяца, решил сходить. Прошел курсы – мне не понравилось, не совсем те направления. Далее решил поступать в БГУ на коммуникативный дизайн не связанный с одеждой. Там я впервые в жизни рисовал на формате А2. Понял, что к такому формату у меня нет выработанной привычки. Это то же самое, если бы вы играли в мини футбол или футбол на поле. Разница огромная! Ни мольбертов, ничего - сидишь на стуле и рисуешь на коленях. И это еще не все! Далее нужно было рисовать под музыку свои ассоциации. Чуть позже выдали предметы, из которых нужно было составить композицию. Тут ведь тоже нужны определенные академические знания. Ну, в общем, я опять на 3 балла сдал и не поступил!
Думал в «кулек» поступать. Забрал документы и дождь как раз начался, домой, думаю, далековато идти. Вышел с главного корпуса, стою и думаю, а может БГПУ им. М. Танка…
Вспомнил, что там вроде тоже рисуют. Перебежал дорогу, и спрашиваю: «Где у вас тут рисуют?» В общем – поступил! Нормально сдал рисунок, 1-ый курс вообще отлично было там. И композиция, и рисунок, и цветоведение, и живопись. В общем, определенные знания получил, но мы ведь всегда большего ожидаем! Там я и познакомился с сестрами Парфенович.
Кстати, на 1-ом курсе мне купили машинку швейную, и я начал шить. Начинал я шить еще в 11 классе. Шил кошелечки и дарил одноклассникам. Там еще машинка такая была, которую ногами нужно крутить, у меня ногами не получалось так я руками крутил! (смеется)
Выходит, на 1-ом курсе я начал шить (кому-то одежду ремонтировал первое время), а на 3-ем уже создавал коллекции.
- А какая сама первая вещь, которую ты сшил?
- Первую вещь, которую я сшил сам – это джинсы! Взял папины штаны, распорол их и сделал джинсы.
- Как родители относятся к выбору твоей профессии?
- Кстати, хорошо! Никогда не говорили: «Что ты там рисуешь…это не профессия». Из родственников, только дядя как-то скептически немного относится к моему выбору.
- А какие стили ты предпочитаешь?
- На самом деле, мне нравится все. Все стили, которые грамотно подаются, обыгрываются и преподносятся. Ну, например, панк может быть и «бомжацкий», а может и в гламур уйти, или смешен с чем-нибудь. Я считаю, что для дизайнера самое главное – универсальность.
- Знаем, что ты выиграл конкурс «Керамин» со своим платьем. А какая судьба у «кераминовского» платья?
- Пока оно весит у меня дома, сказали 1 год нельзя продавать! Потом, конечно, продам его.
- А клиенты есть уже?
- Клиенты были сразу. Сейчас я даже не знаю, где эти клиенты. Ведь, как правило, ажиотаж всегда после мероприятия наступает, а потом проходит. А что будет через год - непонятно. Я выставлю его на продажу и посмотрим.
- А призами ты уже воспользовался?
- Призы я только недавно получил. Претензий нет, все устроило.
- Какая у тебя дизайнерская мечта?
- Дизайнерская мечта…заниматься созданием и продвижением своего бренда и дальше, открыть свой дом мод, пусть даже в Беларуси. Жить, конечно же, я все-таки хотел бы на необитаемом острове.
Антонио Марраса
Вот, например, как у Антонио Марраса – он живет на Сардинии. Он там творит, потом приезжает на Неделю моды и посещает др. нужные мероприятия. Но живет на Сардинии, грубо говоря - на острове, достаточно отстраненно. Мне такой образ жизни очень близок.
В идеале я хочу, чтобы все знали про бренд, а про меня нет! Но это не возможно, поскольку дизайнер должен быть публичным лицом бренда. Кстати, раньше я вообще намного меньше рассказывал. Все спрашивали, а я ничего не рассказывал.
- Мы очень часто, слышали раньше такие комментарии: «Николай ведь не общительный, немного диковатый…» (Николай смеется).
- Со временем я стал понимать, что надо рассказывать, быть более раскрепощенным. Начал понимать, что например, здесь – важный разговор. Всего конечно я не рассказываю, но приоткрываюсь.
- А что вдохновляет на создание коллекций?
- Могу здесь вот так сидеть, начать о чем-то разговаривать, захочу - могу и от этого оттолкнуться. Главное начать думать. Вот, например, вчера сидел и придумывал новую коллекцию! Не знаю, когда она будет готова, но решил делать неторопливо. Может на ноябрь, но точно пока не могу сказать. Это кстати секрет (улыбается), а может уже и не секрет.
Не хочу торопиться, как например с первой коллекцией, первую ночь я вообще не спал, мне пришли помогли пуговицы пришить, друг фотограф клепки ставил. Параллельно череп быка варили (он лежал на подиуме при показе коллекции Parabellum). Такой адреналин был, что спать не хотелось!
- Встречаешь ли ты по одежке?
- В принципе, да. Я с этим связан, как не крути. Конечно, тебе хочется смотреть. Вторично сразу думаешь о том, как человек дальше раскроется.
Судить человека по внешности конечно нельзя. Сколько таких примеров есть, когда ты встречаешь красивых девушек, начинаешь с ними общаться, а потом ты уже понимаешь, что вроде красивая, но внешне тебе уже совсем не нравится. А все потому, что человек открыл рот и сразу: жесты, мимика – вот и внешность поменялась.
- А какая девушка могла бы тебя заинтересовать?
- Ну, меня уже интересует одна девушка (улыбается).
Смелая, и еще раз смелая! Девушка должна быть инициативной в чем-то. Есть же такие девушки, которые говорят: «Вот он мне нравится, но он не обращает на меня внимание!» Ну так скажи ему, что он тебе нравится! Чего ждать! Может человек вообще не думал об этом, а ты скажешь ему о своей симпатии, и он стразу заинтересуется. Такое часто бывает! И ничего страшного, если девушка не понравится, это жизнь ты не можешь нравиться всем! При этом, конечно, мужчина должен быть мужчиной, чтобы за ним как за каменной стеной, но он не должен делать все. А девушка будет просто ходить за ним в образе куклы!
У меня вот, например, есть друг – монах, он может проникать и чувствовать людей, как-то он переместился в женское тело. И он говорил, что у нас вообще все совсем по-разному: у мужчин больше все связанно с обдумыванием, с головой, а у девушек – с чувствами. А вообще, сложно все это. Над отношениями много и кропотливо нужно работать.
Могу кстати парочку секретов рассказать. Девушка к парню должна относиться с уважением и со многим должна соглашаться. Она может по-доброму, скажем так, им манипулировать, но соглашаться. Мужчина он ведь – петух, он воин. Если ему что-то перечишь, он сразу начинает в контрнаступление идти.
Решение должно быть за мужчиной, по крайней мере, он должен так думать. Мужчина должен с пониманием относиться к эмоциональным реакциям девушек, даже если он и не понимает с чего вдруг у нее такие перепады…над этим нужно усердно работать, чтобы минимально реагировать!
Вот они настоящие дизайнеры. Глубоко копают и разборчиво создают! Усердно работают не только над коллекциями!
Ну и кто еще считает, что Николай не разговорчивый и скрытный… Просто задайте нужный камертон, как это сделали мы и вы увидите перед собой умного и целеустремленного молодого человека, которого портал VTRENDE.BY, кстати, благословляет на все будущие тренды сезона. И говорит ему: «Бренд SCHET:KO– сегодня ты в тренде»!
Автор: Юлия Марчук